Итоги работы прокуратуы Кемеровской области по организации взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере нормотворчества за 2014 год

     В 2014 году прокуратура Кемеровской области, как и в предшествующий период, принимала активные меры к совершенствованию нормативной базы органов местного самоуправления муниципальных образований региона.

     Прежде всего, в 2014 году органы местного самоуправления большинства муниципальных образований поддержали инициативу прокуратуры области и приняли на основе разработанного прокуратурой модельного акта муниципальные нормативные правые акты, регламентирующие порядок организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры в сфере нормотворчества. В принятых актах муниципалитеты определили должностных лиц органов местного самоуправления (далее по тексту - ОМСУ), ответственных за своевременное представление в органы прокуратуры принимаемых ОМСУ нормативных правовых актов (далее по тексту - актов) и их проектов. Принятие названных актов положительно отразилось на организации работы ОМСУ по представлению в органы прокуратуры принимаемых актов и их проектов.

     Так, в прошедшем году органами прокуратуры области изучено 7146 проектов нормативных правовых актов ОМСУ, что на 10 % больше, чем за 2013 год. В 2014 году наблюдался рост количества проектов, представленных ОМСУ в прокуратуры города Мариинск (с 722 до 842), районов Крапивинский (с 125 до 210), Тисульский (с 39 до 143), Ленинск-Кузнецкий (с 379 до 497), Яйский (с 55 до 183); в Гурьевскую межрайонную прокуратуру (с 129 до 210), Юргинскую межрайонную прокуратуру (с 62 в 2013 до 129).

     Проведение органами прокуратуры области правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов на постоянной основе повысило качество работы ОМСУ при подготовке проектов актов: процент количества отрицательных заключений на представленные ОМСУ проекты актов снизился с 16, 3% в 2013 г. до 10 % в 2014 г.

     Так, улучшили качество представляемых в органы прокуратуры проектов актов ОМСУ Киселевского городского округа (в 2013 из 288 представленных ОМСУ в прокуратуру города проектов актов отрицательные заключения составлены на 36 проектов, в 2014- замечания на 23 из 229 представленных проектов актов); Ленинск- Кузнецкого городского округа (2013- на 16 из 457 представленных в прокуратуру проектов актов, 2014- на 9 из 414 представленных проектов актов), Мариинского муниципального района и Мариинского городского поселения (2013-на 82 из 722 представленных проектов актов, 2014- на 55 из 842 представленных проектов актов); Междуреченского городского округа (2013-на 24 из 172 представленных проектов актов, 2014- на 7 из 89 представленных проектов актов); Беловского муниципального района и входящих в район муниципальных поселений (2013- на 113 из 346 представленных проектов актов; 2014- на 57 из 383 представленных проектов актов), Кемеровского муниципального района и входящих в район муниципальных поселений (2013- на 135 из 554 представленных проектов актов, 2014- на 34 из 374 представленных проектов актов); Прокопьевского муниципального района и входящих в район муниципальных поселений (2013- на 71 из 503 представленных проектов актов, 2014- на 31 из 490 представленных проектов актов).

     Вместе с тем, анализ правотворческой деятельности территориальных прокуроров выявил рост количества отрицательных заключений, направленных прокурорами в ОМСУ Беловского городского округа (в 2013- замечания на 4 проекта акта из 36 представленных; в 2014-на 38 из 95 представленных проектов актов), Гурьевского муниципального района и входящих в район муниципальных поселений (2013- на 1 из 130 представленных проектов актов; 2014- на 32 из 310 представленных проектов актов). Данное обстоятельство свидетельствует о низком профессиональном уровне работников ОМСУ, принимающих участие в разработке проектов актов.

     В прошедшем году на 15 % (2014-768; 2013 - 654) возросло количество нормотворческих предложений о совершенствовании муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных органами прокуратуры области и направленных в ОМСУ. Все 488 рассмотренных органами местного самоуправления муниципальных образований области информации удовлетворены.

     Практически вдвое улучшили показатели правотворческой работы в 2014 прокуроры городов Белово (2014-18 предложений, 2013 - 7); Кемерово (в 2013- 1, в 2014- 14); Ленинск- Кузнецкий (в 2013- 11, в 2014- 25); Осинники (2013-14; 2014- 27); Гурьевский межрайонный прокурор (2014-55; 2013-20); районов Беловский (2014- 46; 2013- 27); Ижморский (2014-40; 2013- 23); Кемеровский (2014-60; 2013- 48).

     Например, прокурор г. Кемерово направил в адрес ОМСУ требование о необходимости нормативного регламентирования вопросов найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

     Прокурором Ленинск - Кузнецкого района подготовлены и направлены в адрес ОМСУ предложения:

о необходимости приведения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734 «О внесении изменений в правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», утвержденного постановлением главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 19.06.2014 № 645;

о приведении решений Советов народных депутатов 8 сельских поселений, которыми утверждены Положения «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещающим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы», в соответствие с Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях»;

о необходимости внесения изменений и дополнений в Положения о муниципальном жилищном контроле, утвержденные постановлениями глав сельских поселений, в соответствии со ст.26 Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

о внесении изменений и дополнений в утвержденные распоряжениями главы района, глав сельских поселений Положения о наградах администрации в связи с принятием Федерального закона от 04.11.2014 №327-ФЗ «О меценатской деятельности».

    Прокурором Промышленновского района установлено, что органами местного самоуправления не приняты нормативные акты, регламентирующие порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, утверждения перечня сведений, содержащихся в уведомлениях, организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений. В органы местного самоуправления внесены представления (12) о необходимости разработки и принятия соответствующих нормативных актов. По результатам рассмотрения представлений нормативные акты приняты.

     Территориальные прокуроры принимают конкретные меры по совершенствованию муниципальных НПА путем подготовки модельных муниципальных нормативных правовых актов. Общее количество подготовленных прокурорами модельных НПА возросло с 24 в 2013 году до 38 в 2014 году. На основании подготовленных органами прокуратуры модельных актов ОМСУ принято 145 нормативных правовых актов.

     Так, учтены рекомендации прокуратуры области и подготовлены модельные муниципальные НПА прокурорами городов Белово, Березовский, Осинники, Ташталога, Юргинским межрайонным прокурором, прокурорами Кемеровского, Крапивинского, Ленинск - Кузнецкого, Промышленновского, Прокопьевского районов (об утверждении порядка передачи подарков, полученных главой муниципального образования, лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями); прокурорами г. Осинники, г. Белово в адрес ОМСУ направлен модельный НПА по вопросу порядка взаимодействия ОМСУ с прокуратурой города в сфере нормотворчества.

     В результате проведенного мониторинга муниципальных нормативных правовых актов, действующих на территории муниципального образования, выявлены правовые пробелы, подготовлены и внесены в ОМСУ модельные нормативные правовые акты прокурорами г. Таштагола (об определении порядка представления сведений о расходах муниципальных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю); порядка представления сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей); Новокузнецкого района (административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан (за исключением многодетных семей); прокурором Прокопьевского района (Положение «О поощрениях муниципальных служащих сельского поселения»; порядок применения взысканий к муниципальным служащим администрации за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях предотвращения коррупции»).

     Наиболее активное участие в муниципальном нормотворчестве принимают прокуроры городов Березовский, Новокузнецк, Осинники, Беловского, Прокопьевского, Кемеровского районов.

  Сотрудники территориальных прокуратур принимали активное участие в работе представительных органов местного самоуправления, комиссий (рабочих групп) ОМСУ, на которых рассматривались проекты нормативных правовых актов муниципальных образований. Всего в 2014 г. территориальные прокуроры приняли участие в 1317 заседаниях ОМСУ (2013 - 543).

     В 2014 году имели место единичные факты принятия ОМСУ актов без учета замечаний прокуроров: из 1059 отрицательных заключений на проекты актов мнение прокуроров не учтено по 35 принятым ОМСУ актов (например, ОМСУ Анжеро-Судженского городского округа -1 акт; Березовского городского округа- 1 акт; г. Кемерово- 4 акта; Киселевского городского округа – 2 акта; Ленинск- Кузнецкого городского округа – 1 акт; Ленинск- Кузнецкого муниципального района – 1 акт; Прокопьевского муниципального района – 2 акта; Промышленновского муниципального района – 1 акт; Тяжинского муниципального района – 1 акт).

     Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» возлагает обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы актов и их проектов на органы, организации и должностные лица (ст.ст. 2, 3 закона).

     Выезды в территориальные прокуратуры в связи с проводимыми проверками правотворческой деятельности, с оказанием практической помощи показали, что не все ОМСУ муниципальных образований области исполняют вышеназванные требования федерального законодательства в части представления в органы прокуратуры принятых актов и их проектов для проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы.

     Например, в первом полугодии 2014 года в Юргинскую межрайонную прокуратуру практически не представлялись проекты актов и акты, принимаемые ОМСУ муниципальных поселений Юргинского муниципального района.

     Советом народных депутатов Крапивинского муниципального района из принятых в первом полугодии 24 актов в прокуратуру Крапивинского района представлено только 3 проекта актов.

     Принятые главой Анжеро-Судженского городского округа в 2014 нормативные правовые акты представлены в прокуратуру города без нормативных приложений, на официальном сайте городского округа не размещены.

     Органы местного самоуправления муниципальных образований области по-прежнему не принимают должных мер к приведению муниципальной нормативной базы в соответствие с изменениями федерального законодательства.

     Так, в 2014 году горрайпрокурорами выявлено 869 муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, в том числе 59 уставов муниципальных образований. Для приведения муниципальных НПА в соответствие с действующим законодательством прокурорами принято 899 мер прокурорского реагирования: принесено 748 протестов, внесено 118 представлений, в судебном порядке оспорено 33 НПА, в том числе 30 заявлений в связи с отклонением протестов.

     В целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, по внесенным в 2014 году прокурорами городов и районов представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 31 должностное лицо органов местного самоуправления.

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура