Итоги муниципального нормотворчества за первое полугодие 2015 года

     Сравнительный анализ результатов правотворческой деятельности территориальных прокуроров в 1-м полугодии 2014 и 1-м полугодии 2015 показал, что в текущем году органами местного самоуправления муниципальных образований области представлено прокурорам городов и районов проектов принимаемых нормативных правовых актов на 11 % больше, чем за аналогичный период 2014.

     Так, в 1-м полугодии 2015 прокурорами на местах проведена правовая экспертиза 3890 проектов нормативных правовых актов (далее по тексту- НПА) органов местного самоуправления; в аналогичном периоде прошлого года (далее по тексту- АППГ) – 3436 проектов НПА).

    В ряде муниципальных образований по-прежнему низким является качество разрабатываемых органами местного самоуправления (далее по тексту- ОМСУ) проектов НПА, особого внимания требуют НПА ОМСУ муниципальных сельских поселений и их проекты.

     Например, из 34 проектов НПА, представленных в прокуратуру города ОМСУ Березовского городского округа, отрицательные заключения в связи с наличием в проектах НПА нарушений федерального законодательства и (или) правил юридико-технического характера составлены на 17 проектов НПА;

прокуратурой г. Кемерово при проведении правовой экспертизы 40 проектов НПА ОМСУ г. Кемерово нарушения вышеназванных требований выявлены в 14 проектах НПА;

прокуратурой г. Таштагол из 27 изученных проектов НПА ОМСУ отрицательные заключения составлены на 9 проектов НПА.

     При подготовке органами местного самоуправления проектов НПА вновь не учитываются требования федерального законодательства.

     В частности, проекты административных регламентов предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не содержали сроков предоставления муниципальной услуги и совершения административных процедур; срок подготовки и размещения заключения о результатах публичных слушаний не соответствовал положениям ч.7 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации; проект постановления Администрации сельского поселения «Об обеспечении форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны на территории сельского поселения» не мог быть рекомендован к принятию, поскольку из правового анализа положений ст. 3 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» ст.17 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие формы участия граждан в добровольных пожарных формированиях, так как это нарушает принцип добровольности, невмешательства в деятельность общественных объединений граждан, и др.

     В 1-м полугодии 2015 имелись случаи принятия ОМСУ нормативных правовых актов без учета замечаний органов прокуратуры, в связи с чем прокурорами внесено 6 протестов на противоречащие требованиям федерального законодательства нормативные правовые акты. Требования прокуроров удовлетворены.

     В отчетном периоде 2015 на 7 % увеличилось количество представлений, информаций и информационных писем о необходимости совершенствования муниципальных НПА, направленных территориальными прокурорами в адрес органов местного самоуправления. Несмотря на практически равное количество подготовленных органами прокуратуры модельных НПА (в 1-е полугодие 2014 – 40; 1-е полугодие 2015- 41) на основе разработанных прокуратурой проектов НПА в отчетном периоде органами местного самоуправления принято 201 НПА, что на 43 % больше, чем в 1-м полугодии 2014.

     По-прежнему активно в 1-м полугодии 2015 занимались правотворческой деятельностью прокуроры городов Кемерово (в адрес ОМСУ направлено 9 правотворческих предложений о необходимости приведения муниципальных НПА в соответствие с изменениями федерального законодательства); Ленинск - Кузнецкого (изучено 195 проектов муниципальных НПА; в адрес ОМСУ внесено 12 предложений о необходимости совершенствования муниципальных НПА); Прокопьевска (изучен 131 проект муниципальных НПА; в ОМСУ внесено 5 информаций по вопросу внесения изменений в муниципальные НПА); г. Топки (изучено 284 проекта НПА; разработаны и направлены в ОМСУ 11 модельных НПА).

     Среди районных прокуратур следует отметить инициативу в данном направлении деятельности прокуроров Кемеровского района (проведена правовая экспертиза 188 проектов НПА; подготовлено и направлено в адрес ОМСУ 67 предложений и информаций о необходимости совершенствования муниципальных НПА); Крапивинского района (оценено 196 проектов муниципальных НПА; все 46 направленных в ОМСУ предложений в сфере правотворчества учтены ОМСУ при принятии муниципальных НПА); Прокопьевского района (на предмет законности проверено 239 проектов муниципальных НПА; в ОМСУ направлено 27 предложений о совершенствовании НПА); Промышленновского района (проверено 218 проектов муниципальных НПА; в ОМСУ направлено 47 предложений в сфере правотворчества).

     К примеру, прокурор г. Кемерово:

1. Предложил Совету народных депутатов городского округа реализовать полномочия муниципального образования, закрепленные ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131-ФЗ), Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», ст. 11, 27, 50 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 28, 48 Устава города Кемерово в части:

- исполнения обязанности по принятию правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд на территории муниципального образования (с указанием сведений о публикации в печатных средствах массовой информации).

- принятия нормативного правового акта об организации в 2015 году мест массового отдыха населения у воды (без купания) (с указанием сведений о публикации в печатных средствах массовой информации).

2. В связи с принятием Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях приведения в соответствие с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурором г. Кемерово внесено предложение главе городского округа о необходимости внесения изменений в административные регламенты осуществления муниципального контроля в части:

- закрепления прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки привлекать к участию в проверочных мероприятиях Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей Кемеровской области»,

- продления срока проведения выездной плановой проверки в отношении малых предприятий до 50 часов,

- исключения из распоряжения руководителя органа муниципального контроля указания места жительства индивидуальных предпринимателей,

- предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с тем, что истек срок исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

     Прокурор Кемеровского района:

1. Предложил ОМСУ сельских поселений решить вопрос принятия муниципальных НПА в целях реализации изменений, внесенных Федеральным законом от 30.03.2015 № 64-ФЗ в ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно указанной норме органы местного самоуправления сельского поселения с 10.04.2015 вправе осуществлять за счет доходов местных бюджетов мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

2. Уведомил ОМСУ района и муниципальных поселений о необходимости разработки и принятия муниципальных НПА, регламентирующих вопросы реализации права органа местного самоуправления на осуществление организации подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе (ст. 3 Федерального закона от 30.03.2015 № 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы").

     Кроме того, прокурором Кемеровского района разработаны и направлены в ОМСУ проекты:

- Порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок структурными подразделениями администрации Кемеровского муниципального района в отношении подведомственных им заказчиков;

- Порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Березовского сельского поселения за соответствующий финансовый год;

- Положения о порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности Кемеровского муниципального района.

     Прокурором г. Топки разработаны и направлены в ОМСУ муниципальных образований Топкинского района проект Положения «Об определении порядка управления и распоряжения земельными участками на территории сельского поселения», 9 проектов административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги, среди которых проекты регламентов «Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»; «Предоставление бесплатно земельных участков в собственность граждан и юридических лиц»; «Продажа земельных участков без проведения торгов» и др.

     Прокурором г. Березовский разработан и направлен в ОМСУ проект Порядка согласования совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаемых муниципальными предприятиями Березовского городского округа.

     В заключение обращаю внимание на следующее. Интенсивное обновление федерального законодательства, активная нормотворческая деятельность органов местного самоуправления диктуют необходимость повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, расширения сложившихся форм сотрудничества прокуратуры с законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере нормотворчества.

     Организованная органами прокуратуры превентивная работа с нормативными правовыми актами и их проектами способствует оперативному приведению муниципальных НПА в соответствие с изменениями федерального законодательства и повышению юридической грамотности работников профильных отделов и управлений. Результатами правотворческой деятельности территориальных прокуроров является снижения числа незаконных НПА, принимаемых ОМСУ.

     Так, в 2013 прокурорами городов и районов выявлено 1103 незаконных муниципальных НПА (из них 172 устава муниципальных образований), которые приведены ОМСУ в соответствие с требованиями федерального законодательства в результате применения мер прокурорского реагирования.

     На основании внесенных прокурорами на местах актов прокурорского реагирования органами местного самоуправления внесены изменения в 591 муниципальный НПА (из них 59 уставов) в 1-м полугодии 2014; в 384 муниципальных НПА (их них 29 уставов муниципальных образований) в 1-м полугодии 2015.

     Совместная работа органов прокуратуры и ОМСУ по разработке и принятию муниципальных актов также положительно отражается на качестве подготавливаемых муниципальных НПА: если в 2013 из 6258 изученных проектов муниципальных НПА у территориальных прокуроров замечания имелись к 1059 из них; то в 1-м полугодии 2014 из 3407 изученных проектов замечания имелись к 417 из них. В отчетном периоде 2015 территориальными прокурорами изучено всего 3928 проектов НПА; замечания имелись к 340 из них.

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура