Обзор ошибок, допускаемых органами местного самоуправления при подготовке проектов нормативных правовых актов

 

Прокуратурой области проведен анализ итогов правотворческой деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) муниципальных образований области за 2015 год. Установлено следующее.

В целях проведения правовой и антикоррупционной экспертизы в прошлом году ОМСУ направлено прокурорам городов и районов 8 728 проектов нормативных правовых актов (далее – НПА), что на 18  % больше, чем за 2014.

По-прежнему наблюдается рост количества проектов, представленных ОМСУ:  города Мариинска и Мариинского района (с 722 в 2014 г.  до 1004 в 2015 г.), г. Топки и Топкинского района (с 243 до 692), г. Юрги и Юргинского района (с 129 до 256); Кемеровского района (с 374 до 569), Крапивинского района (с 201 до 424), Промышленновского района (с 281 до 403),  Яйского района(с 183 до 281); Яшкинского района(с 131 до 511).

Однако не все ОМСУ исполняют возложенные федеральным законодательством полномочия по представлению в органы прокуратуры принятых  НПА и их проектов.

Например, Советом народных депутатов Ижморского муниципального (далее по тексту - СНД) района в 2015 году из 60 принятых НПА в прокуратуру района представлены  проекты 26 НПА и 17 проектов  актов ненормативного характера.

Администрацией Ижморского района в 2015 году принято 33 НПА; в прокуратуру района представлено 3 проекта НПА и 3 проекта актов ненормативного характера.

В 2015г. в Гурьевскую межрайонную прокуратуру не представлялись НПА и их проекты, принятые  ОМСУ Горскинского, Малосалаирского, Раздольного, Сосновского, Ур-Бедаревского и Урского сельских поселений.

Органами местного самоуправления  Гурьевского городского поселения из 20 принятых в 2015 актов в прокуратуру представлено 6 проектов НПА и 4 принятых НПА.

В первом полугодии 2015 СНД Яшкинского района принято 13 НПА, в прокуратуру района направлено 3 проекта акта; главой района принято 64 НПА, в прокуратуру района направлены проекты 14 актов; из 22 принятых ОМСУ Пачинского поселения НПА в прокуратуру района представлен проект 1 НПА; ОМСУ Колмогоровского сельского поселения проекты НПА в прокуратуру района не направлялись(принято 24 НПА).

В ходе выездов  в прокуратуры городов и районов с целью оказания практической помощи либо проведения проверки порядка организации правотворческой деятельности выявляются ошибки, систематически допускаемые ОМСУ при разработке и принятии муниципальных актов.

1. При изучении проектов НПА ОМСУ муниципальных образований Яшкинского, Ижморского, Беловского районов выявлены нарушенияпорядка вступления в силу затрагивающих права и свободы граждан НПА,   установленного  ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами уставов муниципальных образований. Данная категория актов вступает в силу с момента опубликования, а в муниципальных актах и их проектов указано на вступление в силу с момента подписания.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 47 закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Прокуратурой области выявлено немалое количество проектов затрагивающих права граждан НПА, в которых указано на вступление в силу акта с момента опубликования на сайте ОМСУ. Однако Уставы ОМСУ данных муниципальных образований не предусматривали сайт ОМСУ в качестве источника опубликования (обнародования) НПА.

Так, указано на вступление в силу с момента обнародования на официальном сайте Яшкинского муниципального района актов, затрагивающих права граждан, в следующих проектах:

решений СНД района «О внесении изменений в решение  Совета народных депутатов Яшкинского муниципального района  пятого созыва от 24.12.2013 № 26-р «О бюджете Яшкинского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (п.п. 2, 4),

решения СНД района «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Яшкинского муниципального района на 2014 – 2015 годы» (п.п. 2, 3),

решения СНД района «Об утверждении Положения о содержании межпоселенческих мест захоронений и организации ритуальных услуг и на территории Яшкинского муниципального района» (п.п. 3, 5),

постановления администрации района «О внесении изменений   в  постановление   от 22.09. 2014 № 385-п «Об утверждении муниципальной Программы «Поддержка молодых       специалистов Яшкинского муниципального района» на  период  до 2017 года» и др.  

Статьями 33 и 42 Устава Яшкинского муниципального района официальный сайт администрации района не включен в перечень источников опубликования (обнародования) актов (Яшкинская районная газета «Яшкинский вестник» и  информационный стенд в здании администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области (по адресу: пгт. Яшкино, ул. Суворова, д. 14).

Следовательно опубликование (обнародование) акта на сайте не является официальнымопубликованием (обнародованием) и такой акт не может применяться. Подобные нарушения допускались при подготовке проектов НПА ОМСУ муниципальных образований Ижморского района.

3. Разработанные в 2015 ОМСУ Гурьевского, Яшкинского, Ижморского, Беловского районов, входящих в состав районов муниципальных образований  проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг не соответствовали требованиям Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373. В проектах актов не определены срок регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги;  порядок принятия решения об отказе в предоставлении услуги; срок уведомления заявителя об отказе (приостановлении) предоставления услуги; порядок и срок регистрации заявления об обжаловании действий при предоставлении услуги; право заявителя на обжалование решения по жалобе и др.

4. ОМСУ муниципальных образований области допускаются многочисленные нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при разработке и принятии актов в сферебюджетных правоотношений.

Как правило, не соблюдались требования ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при разработке ОМСУ Ижморского и Гурьевского муниципальных районов проектов НПА, регламентирующих порядок предоставления из местного бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (не определены порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями).

В ходе подготовки проектов актов ОМСУ по внесению   изменений   в   утвержденные   ранее   муниципальные   программы  не учитывались требования ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации: при увеличении финансирования программных мероприятий в течение текущего финансового года в акте необходимо указывать источник и порядок финансирования новых расходных обязательств (ОМСУ Гурьевского, Ижморского и Беловского районов).

ОМСУ допускаются нарушения требований  Бюджетного кодекса Российской Федерации при подготовке проектов актов о местных бюджетах и внесении в них изменений, о порядке формирования дорожных фондов муниципального образования.

Например, в проекте решения СНД Колыонского сельского поселения Ижморского муниципального района   «О дорожном фонде Колыонского сельского поселения» неправомерно включены в объем бюджетных ассигнований фонда поселения (п. 3 Порядка) такие доходы, как поступления от госпошлины за выдачу ОМСУ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов – п.п. 2 п. 3 (п. 2 ст. 61.1. Бюджетного кодекса- зачисляются в размере 100% в бюджеты муниципальных районов); п.п. 7 п. 3 проекта- денежных взысканий (штрафов) за правонарушения в области дорожного движения (п. 6.2. ст. 46 Бюджетного кодекса- по нормативу 100 % отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации).

Проект решения СНД Святославского сельского поселения Ижморского муниципального района «О принятии бюджета Святославского сельского поселения на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы» не содержал полный перечень основных характеристик бюджета, установленных ст. 184.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

В нарушении требований ст. 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации в статье 6 проекта  положения «О бюджетном процессе в Постниковском сельском поселении Ижморского муниципального района» (2014 год) отсутствовали следующие обязательные для решения о бюджете параметры:

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период),

общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям.

5. Нередко при издании актов ОМСУ выходят за рамки предоставленных законодательством полномочий.

Проектом постановления Таловского сельского поселения Яшкинского муниципального района «О мерах по охране жизни людей на водных объектах в Таловском сельском поселении в 2015 году» разработаны мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Проект разработан с превышением компетенции, предоставленной ОМСУ сельского поселения п. 26 ч. 1, частями 3, 4 ст. 14 закона № 131-ФЗ, Законом области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» (является вопросом местного значения муниципального района).

Противоречит требованиям федерального законодательства проект постановления администрации Постниковского сельского поселения Ижморского муниципального района «Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Постниковского сельского  поселения». Данным проектом утверждался порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования.

Полномочия по нормативной регламентации указанной сферы деятельности предоставлены Правительству Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»).

Следовательно, в указанном проекте имеется коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения - нарушение предоставленной  ОМСУ компетенции (п.п. «д» п. 3 Методики).

За рамками предоставленной ОМСУ сельского поселения компетенции (ст.ст. 14, 14.1 закона № 131-ФЗ) разработан и представлен в прокуратуру проект постановления администрации Симбирского сельского поселения Ижморского муниципального района  от 04.02.2014 «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан Симбирского сельского поселения». Согласно ст.ст. 3, 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и утверждаемым Правительством Российской Федерации Положением о воинском учете.

Не соблюдены требования Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных») и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.22003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации при регламентации порядка передачи муниципального имущества в проекте решения СНД  Беловского района «О передаче безвозмездно муниципального имущества из муниципальной собственности Беловского муниципального района в федеральную собственность».

Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона находящееся в муниципальной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.

Передача в федеральную собственность из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Не соблюден установленный законодательством порядок передачи объектов муниципальной собственности в проекте решения СНД Пермяковского сельского поселения «О принятии имущества из муниципальной собственности Беловского муниципального района в муниципальную собственность Пермяковского сельского поселения».

Указанным актом из муниципальной собственности района Беловского муниципального района в муниципальную собственность Пермяковского сельского поселения передаются водопроводные сети, находящиеся в с. Пермяки.

Данный проект противоречит требованиям вышеназванных федеральных законов  № 122-ФЗ и № 131-ФЗ , Закона Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями».

Согласно ч. 11.1 ст. 154 закона № 122-ФЗ разграничение имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе осуществляется в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 закона 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) с 01.01.2015 организация в границах поселения водоснабжения населения, и водоотведения может быть включена в перечень вопросов местного значения сельских поселений законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

Статьей 1 Закона области № 109-ОЗ данный вопрос за сельскими поселениями региона не закреплен.

Следовательно, правовых оснований для передачи водопроводных сетей из муниципальной собственности Беловского района в муниципальную собственность Пермяковского сельского поселения не имеется.

6. ОМСУ муниципальных образований практически не проводят антикоррупционную экспертизу проектов муниципальных актов.

Многочисленность допускаемых ОМСУ нарушений свидетельствует о том, что при разработке актов ОМСУ не используют Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов,  утвержденную  постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

Например,  впроекте постановления администрации Яшкинского района «О выделении денежных средств на  вручение денежной выплаты  в рамках проведения праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» не только нарушен порядок вступления акта в силу (п. 5 - с момента подписания), но и содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный  вышеназванной Методикой.

Проектом постановления предусмотрено выделение управлению социальной защиты населения района 200 тыс. руб. «на  вручение денежной выплаты в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей, в рамках проведения праздничных мероприятий посвященных, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в сумме 200 000,00 (двести тысяч) рублей». При этом акт не определяет получателей     денежной выплаты и (или) условия ее предоставления. Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия органами местного самоуправления (их должностными лицами) решений  устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (п.п. «а» п. 3 Методики).

В проекте постановления администрации Яшкинского района «О перечислении денежных средств на страхование личного имущества малообеспеченных граждан, одиноко проживающих пенсионеров, многодетных семей от риска наводнения» выявлен коррупциогенный фактор,  устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (п.п. «а» п. 3 Методики). Так, ни один  из пунктов акта не определяет сроки совершения органами местного самоуправления действий по перечислению денежных средств.

Нередко в проектах административных регламентов предоставления муниципальных услуг нет четкого разграничения понятий «отказ в приеме заявления и документов на предоставление услуги», «отказ в предоставлении услуги» и оснований для принятия данных решений. 

Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения свидетельствует о широте дискреционных полномочий и является коррупциогенным фактором, предусмотренным   п.п. «а» п. 3 Методики.

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (п.п. «а», «ж» п. 3 Методики), выявлены в проекте постановления администрации Гурьевского муниципального района «Об утверждении Положения «Об условиях и порядке назначения и выплаты ежеквартального пособия на второго ребенка».

В частности, проект Положения не предусматривает сроки и порядок:  регистрации заявлений на выплату пособий; принятия решения по поступившему заявлению; уведомления заявителя о принятом решении; перечисления денежных средств получателям пособия.

Кроме того, пункт 15 проекта не соответствует требования ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ), ст. 69 Устава Гурьевского муниципального района в виду того, что не связывает вступление в силу акта с моментом официального опубликования (обнародования).

При проведении антикоррупционной экспертизы проекта решения СНД Гурьевского района «Об утверждении   Положения  о расходовании  бюджетных средств  на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» выявлены коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Так ряднорм проекта Положения определяет правомочия ОМСУ по формуле «вправе» («может быть») и предоставляет возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) (п.п. «б», «в» п. 3 Методики); в Положении не определен порядок исчисления срока принятия решения (в течение 5 дней с какого момента), что свидетельствует о широте дискреционных полномочий органов местного самоуправления (п.п. «а» п. 3 Методики).

При применении устава Ижморского муниципального района (в редакции от 24.12.2014) установлено, что в статье 27 устава имеются нормы, содержащие коррупциогенный фактор.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 27 устава  в исключительной компетенции Совета народных депутатов Ижморского муниципального района находится, в том числе, принятие планов и программ развития Ижморского муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении.

Сравнительный анализ требований ст. 179 БК РФ (порядок утверждения муниципальных программ, реализуемых за счет бюджетных средств) и фразы «программ развития»  свидетельствует о наличии в п.п. 4 п. 1 ст. 27 устава района коррупциогенного фактора- юридико-лингвистической неопределенности, т.е. употребление двусмысленных терминов (п.п. «в» п. 4 Методики).

Двойственность толкования указанной нормы привело к принятию СНД района НПА за пределами предоставленной ст. 179 БК РФ компетенции: в частности, утверждение решениями СНД района муниципальных программ.

Коррупциогенный фактор выявлен в п. 2 проектов решений СНД Ижморского городского поселения «О внесении изменений в решение СНД поселения от 19.02.2010 № 1 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Ижморское городское поселение»;  «О внесении изменений в генеральный план застройки Ижморского городского поселения», согласно которым данные решения вступают в силу с момента подписания и официального обнародования на сайте администрации поселения.

Утвержденной  Методикой определено, что коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения (п.п. «а» п. 1 Методики).

Кроме того, ссылка в указанных пунктах проектов решений на обнародование НПА на официальном сайте администрации поселения нарушает установленный федеральным законодательством и ст. 50 устава Ижморского городского поселения порядок официального опубликования (обнародования) НПА.

Не соответствуют требованиям федерального законодательства  в связи с наличием коррупциогенных факторов  нормы  Положения о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора в целях предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства  (далее – Положение), предлагаемого к утверждению проектом распоряжения администрации Беловского района «О создании постоянно действующей комиссии по проведению конкурсного отбора в целях предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства». 

Так Положением не определены сроки и место (наименование средства массовой информации) размещения информации о проведении конкурса на предоставление субсидий; порядок исчисления срока приема документов на конкурс; срок регистрации заявлений на предоставление субсидий; уполномоченный орган ОМСУ, утверждающий Пакет конкурсной документации по проведению конкурсного отбора.

Отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, в том числе срока принятия решения, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (п.п. «ж» п. 3 Методики).

Пункт 4.11 проекта Положения предоставляет заинтересованным лицам право на обжалование результатов конкурса только в судебном порядке, что не сответствует требованиям законодательства.

Прежде всего, статьями 18, 19, 33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения указанных обращений  государственными органами  и органами местного самоуправления регулируются Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – закон № 59-ФЗ).

Применительно к рассматриваемому проекту нормативного правового акта Положение регулирует порядок рассмотрения ОМСУ (п.п. 4.4, 4.5 проекта Положения) заявлений субъектов предпринимательства о реализации их конституционных прав (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Решение конкурсного отбора в отношении победителей конкурса оформляется протоколом, что не лишает заинтересованных лиц права на обжалование  решения конкурсного отбора (в том числе, причины отклонения конкурсной заявки)  в ОМСУ.

Закрепление в п. 4.11 права на судебное обжалование решений конкурсной комиссии содержит коррупциогенный фактор - установление обременительных требований к гражданам и организациям (п.п. «а» п. 4 Методики), так как устанавливает дополнительные административные барьеры для восстановления нарушенных прав (оплата судебных расходов, связанных с обращением в судебные органы).

Кроме того п. 9 проекта распоряжения противоречит ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47 закона № 131-ФЗ, ст. 40 Устава района, которыми установлен порядок официального опубликования и вступления в силу НПА, затрагивающих права граждан.

В пункте 5.6. проекта Положения «О наблюдательном совете по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействия их социальной реабилитации на территории Беловского муниципального района» определено, что решения наблюдательного совета, принятые в пределах предоставленной компетенции, являются обязательными на территории района для органов исполнительной власти, местного самоуправления.

Данная норма  выходит за рамки компетенции, предоставленной ОМСУ действующим законодательством.

Прежде всего, согласно статье 7 закона № 131-ФЗ на территории муниципального образования обязательному исполнению подлежат муниципальные правовые акты, принятые по вопросам местного значения населением непосредственно или создаваемыми им органами местного самоуправления.

Учитывая, что создаваемый наблюдательный совет не относится к органам местного самоуправления (п. 1.2 проекта Положения); рассматриваемые советом вопросы не относятся к вопросам местного значения муниципального района (ст.ст. 15, 15.1, 17 закона № 131-ФЗ), принимаемые советом решения не могут быть обязательными для органов власти и местного самоуправления.

Представленная редакция пункта 5.6 имеет коррупциогенный фактор - юридико-лингвистическую неопределенность, двойственность толкования (п.п. «в» п. 4 Методики): термин «органы исполнительной власти» применим как к исполнительным органам местного самоуправления, так и к исполнительным органам государственной власти (например, субъекта Российской Федерации).

В заключении необходимо отметить следующее.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 7 возлагает на органы местного самоуправления обязанность соблюдения требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных актов федерального законодательства при принятии муниципальных актов. На основании полномочий, предоставленных Федеральными законами «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,  «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры проводят правовую и антикоррупционную экспертизу муниципальных актов и их проектов в целях недопустимости принятия ОМСУ незаконных актов и соблюдения единства правового пространства на всей территории России.

По этой причине не понятна позиция ОМСУ ряда муниципальных образований области, которые до настоящего времени отказываются нормативно регламентировать вопросы взаимодействия с прокуратурами городов и районов в части предоставления муниципальных актов и их проектов, а также порядка проведения сверки соответствия муниципальных актов изменениям федерального законодательства (Березовский городской округ).

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура