Итоги правотворческой деятельности прокуроров городов и районов, органов местного самоуправления Кемеровской области за 2016 год

В 2016 году прокурорами городов и районов (далее – прокуроры) проверены проекты 10125 нормативных правовых актов органов местного самоуправления (аналогичный период прошлого года (далее АППГ – 8728). В результате превентивной работы прокурорами предотвращено принятие органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) около 900 незаконных муниципальных актов.

Благодаря своевременному вмешательству прокуроров в правотворческую деятельность ОМСУ устранены правовые пробелы и принято свыше 200 муниципальных актов, реализовано более 500 предложений прокуроров о совершенствовании муниципальной правовой базы.

Так, прокуроры ставили перед ОМСУ вопросы о необходимости принятия муниципальных актов:

- в целях реализации требований статей 2 и 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 16 закона № 131-ФЗ в части принятия нормативного акта, регулирующего муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского округа,

- утверждающих Порядок принятия, учета и передачи в собственность городского округа выморочного имущества, переходящего по наследству,

- регулирующих вопросы предоставления муниципальных услуг в электронной форме, назначения и проведения опроса граждан городского округа;

- по приведению решений представительных ОМСУ о земельном налоге в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», исключившим из полномочий представительных ОМСУ полномочия по установлению порядка и сроков представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы;

- по определению порядка и сроков размещения списка назначенных старост на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др.

В отчётном периоде прокуроры приняли меры к обеспечению 100% участия в заседаниях городских и районных представительных органов местного самоуправления. Районные прокуроры участвовали в заседаниях сельских (поселковых) Советов народных депутатов при рассмотрении наиболее актуальных вопросов местного значения. Сотрудники прокуратур конструктивно взаимодействовали с членами комиссий (рабочих групп) органов местного самоуправления пари разработке и обсуждении проектов муниципальных нормативных правовых актов. Всего прокуроры приняли участие в 1316 заседаниях ОМСУ (АППГ -1024).

В ходе проводимого мониторинга НПА ОМСУ в 2016 году прокурорами выявлено 899 муниципальных нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству (2015 г. – 732), в том числе 88 уставов муниципальных образований (2015 г. – 60).

В целях восстановления прав граждан прокурорами подготовлено 890 актов прокурорского реагирования (2015 г. – 716): принесен 691 протест, внесено 195 представлений, направлено 4 заявления в суд в связи с отклонением 3 протестов и 1 представления (2015 г. – 614 протестов, 96 представлений, 6 заявлений).

В соответствие с федеральным законодательством приведен 821 НПА, в том числе 71 устав муниципального образования (2015 г. - 717). При этом в отношении 113 НПА, из них 24 уставов, меры прокурорского реагирования приняты в 2015 году.

Результаты надзорной деятельности прокуроров городов и районов свидетельствуют о том, что в отчетном периоде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось (более чем на 18 %) количество выявленных прокурорами НПА органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству.

В целях исключения фактов принятия ОМСУ незаконных НПА прокурорами в адрес ОМСУ направляются обзоры ошибок, допускаемых при разработке муниципальных НПА; проводятся семинары для муниципальных служащих по сферам законодательства, которые вызывают определенные трудности в применении. Действующие нормы законодательства, правоприменительная практика разъясняются прокурорами на заседаниях рабочих групп, комитетов и комиссий ОМСУ, депутатам представительных ОМСУ и работникам ОМСУ сельских поселений в ходе выездов на заседания Советов народных депутатов.

Вместе с тем ОМСУ ряда муниципальных образований области не соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы проектов НПА. Так, в 2016 году ОМСУ области принято 10548 (2015 г. - 9083) нормативных правовых актов. Прокурорам для проведения правовой экспертизы направлены проекты 9857 муниципальных актов.

Не принято мер к представлению в органы прокуратуры проектов всех принимаемых муниципальных актов ОМСУ городов Тайги (ОМСУ в 2016 году принято 162 акта, в прокуратуру города представлены проекты только 110 актов), Белово (принято 319, направлены проекты 149 актов), Кемерово (445-135); Ижморского (228-122), Тисульского (460-360), Чебулинского (176 – 104), Яйского (343-272) районов.

Следствием ненадлежащей организации превентивной работы с проектами муниципальных актов является принятие ОМСУ незаконных актов, влекущих нарушение прав граждан и в последующем опротестованных прокурорами.

К примеру, прокурором Чебулинского района в анализируемый период опротестовано 12 муниципальных актов, принятых в 2016 году; Яйского -24; Ижморского – 37; Тисульского – 14; городов Кемерово – 8; Белово – 18.

Органами прокуратуры области в 2016 году проведена большая работа по инициированию внесения изменений в Уставы муниципальных образований в части наделения прокуроров правом нормотворческой инициативы: на основании предложений прокуроров ОМСУ 105 муниципальных образований решается вопрос о внесении соответствующих изменений в Уставы.

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура