анализ муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих правила благоустройства и содержания территорий муниципальных образований области

Прокуратурой области проведен анализ муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих правила благоустройства и содержания территорий муниципальных образований области.

Установлено что ряд нормативных правовых актов указанной категории содержит нормы, не соответствующие требованиям федерального законодательства и правоприменительной практики.

К примеру, согласно пункту 8.2.1Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Березовский городской округ, утвержденных решением Березовского городского Совета народных депутатов от 22.11.2012 № 349, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.

 Аналогичные нормы содержатся в решениях:

Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 28.03.2013 № 43/6 «Об утверждении Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения территории Мариинского городского поселения»,

Совета народных депутатов Полысаевского городского округа от 27.06.2012 № 105 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Полысаевского городского округа»,

Совета народных депутатов Салаирского городского поселения 1 от 03.05.2012 № 7 «Об утверждении Правил благоустройства территории Салаирского городского поселения»,

Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 30.05.2013 № 214 «Об утверждении правил благоустройства территории Анжеро-Судженского городского округа»,

Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 23.08.2012 № 27-нпа «О правилах благоустройства территорий Тайгинского городского округа»,

Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.06.2010 № 45 «Об утверждении Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения территории города Ленинска-Кузнецкого»,

Крапивинского районного Совета народных депутатов от 02.09.2005 № 259 «Об утверждении Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения территории МО «Крапивинский район»,

Чебулинского районного Совета народных депутатов от 16.10.2003 № 139 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории Чебулинского района»,

Осинниковского городского Совета народных депутатов от 20.09.2012 № 290-МНА «Об утверждении Правил благоустройства и эксплуатации объектов благоустройства на территории муниципального образования «Осинниковский городской округ»,

Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 № 38-НПА «Об утверждении норм и правил по благоустройству территории Калтанского городского округа»,

Беловского городского Совета народных депутатов от 31.01.2013 № 61/448-н «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «Беловский городской округ», и др.

Приведенные выше нормы не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет   правовое положение   участников   гражданского оборота, основания

возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 кодекса).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 ЗК РФ возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Из системного толкования перечисленных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительного бремени по содержанию имущества, не принадлежащего им (территории, прилегающей к их земельным участкам), может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает.

Следовательно, включая перечисленные нормы в муниципальные акты, органы местного самоуправления выходят за рамки предоставленной федеральным законодательством компетенции, что одновременно является и коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Изложенная позиция  поддержана судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации  от 12.03.2015 по делу № 310-КГ14-4599, А09-10816/2013, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2015 № 239-ПЭК15 по делу N А09-10816/2013 и др.).

Данная информация публикуется в целях приведения действующих муниципальных актов указанной категории в соответствие с требованиями федерального законодательства.

 

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура