Об итогах взаимодействия прокуратуры и органов местного самоуправления в сфере правотворчества за первое полугодие 2017 года

В первом полугодии 2017 года органами местного самоуправления Кемеровской области (далее – ОМСУ) принято 5077 нормативных правовых актов, что на 1,3% больше, чем в аналогичном периоде 2016 года (далее – АППГ).

Прокурорами городов и районов в отчетном периоде проверены проекты    5028 нормативных правовых актов  органов местного самоуправления (АППГ – 4895). На 446 (АППГ- 567) проектов  актов прокурорами подготовлены отрицательные заключения. Нарушения требований федерального законодательства выявлены в 370 проектах муниципальных актов; коррупциогенные факторы выявлены в 157 проектах.

Требования прокуроров не учтены при принятии исполнительными ОМСУ 12 нормативных актов, в связи с чем в отчетном периоде 10 актов опротестовано.

Нарушения требований федерального законодательства выявлены в проектах:

решения Совета народных депутатов Чусовитинского сельского поселения «О Положении «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Чусовитинского сельского поселения» (в нарушение положений частей 2, 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ) устанавливал назначение второй половины членов конкурсной комиссии не главой Ленинск-Кузнецкого муниципального района, а главой Чусовитинского сельского поселения),

решения Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 25.08.2011 №576 «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Ленинск-Кузнецкого муниципального района» (не предусматривал учета районного коэффициента при исчислении среднемесячного денежного вознаграждения лицам, замещающим выборные должности, и среднемесячного денежного содержания муниципальным служащимЛенинск-Кузнецкого муниципального района),

постановления администрации  Калининского сельского поселения Мариинского района «О порядке подготовки населения в области пожарной безопасности на территории  Калининского сельского поселения». Проект указанного нормативного правового акта не соответствовал требованиям Федеральных законов № 131-ФЗ и  от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (правовое регулирование организации обучения населения мерам пожарной безопасности не входит в компетенцию органов местного самоуправления).

Проект постановления администрации Междуреченского городского округа «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам субсидий в целях возмещения затрат в связи с производством тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение), возникающих вследствие увеличения объема расходования топлива по отношению к объему, предусмотренному в тарифах, установленных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области» в нарушение положений пункта 3 статьи 78 БК РФ, пункта 9 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, не содержал обязательных положений в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий.

Прокуратурой Кемеровского района дано отрицательное заключение на проект постановления администрации Кемеровского муниципального района «О внесении изменений в постановление администрации Кемеровского муниципального района от 22.04.2014 № 1051-п «Об утверждении порядка приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на отдых и оздоровление детей, проживающих в Кемеровском муниципальном районе, и детей, обучающихся в образовательных организациях Кемеровского муниципального района, в каникулярное время» в связи с противоречиемтребований пункта  11 части  1 статьи 15 закона № 131-ФЗ и пункта 3.2 Порядка реализации мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.02.2013 № 55,  в части установления стоимости путевки, и др.

По-прежнему органами местного самоуправления допускаются нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – закон № 210-ФЗ) при правовом регулировании вопросов в сфере предоставления муниципальных услуг, не принимаются меры к своевременному приведению в соответствие с изменившимся федеральным законодательством административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Так, имеют место нарушения положений закона № 210-ФЗ в части отсутствия в административных регламентах сроков регистрации заявления, что не позволяет определить конкретные сроки его рассмотрения; запрета истребования у заявителя документов, которые орган, предоставляющий услуги, должен запрашивать в рамках межведомственного взаимодействия; исчерпывающего перечня документов, которые необходимы для предоставления услуги заявителю либо необоснованного расширения данного перечня; требований к обеспечению условий доступности этих услуг для инвалидов; положений, предусматривающих возможность предоставления данной услуги в электронной форме и др.

Коррупциогенные факторы выявлены в следующих проектах муниципальных актов.

В проекте постановления главы Калтанского городского округа «О создании и порядке деятельности комиссии по проведению осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания на территории Калтанского городского округа» отсутствовал перечень решений, принимаемых комиссией, а также прав и обязанностей комиссии  и ее членов (подпункты «а», «ж» пункта  3  Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) - необоснованно широкие  пределы  усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил).

В проекте постановления администрации  г.  Прокопьевска «О Наблюдательном Совете  г.  Прокопьевска  по вопросам  реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», утвердившем состав Совета и положение о нем, не определены цели, задачи, полномочия Совета (подпункт «а» пункта 3 Методики - коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения).

Проект постановления администрации Прокопьевского муниципального района «О проведении смотра-конкурса по благоустройству территории Прокопьевского муниципального района»  не устанавливал порядок предоставления субсидий юридическим лицам – получателям грантов, условия и основания принятия решений для их предоставления  (подпункт «а» пункта 3 Методики - широта дискреционных полномочий, устанавливающая для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения).

Проектом постановления администрации Промышленновского муниципального района «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие  гражданской активности молодежи  формирование здорового образа жизни» не предусмотрены сведения о должностном лице, ответственном за выполнение действия; продолжительность или максимальный срок их выполнения; критерии принятия решений; результат административного действия и порядок передачи результата, особенности выполнения административных процедур в электронной форме. Так же не указаны права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (подпункт «ж» пункта 3 Методики - отсутствие или неполнота административных процедур), и др.

Большая частьотрицательных заключений на проекты муниципальных актов связана с превышением органами местного самоуправления имеющихся полномочий – подпункт «д» пункта 3 Методики  (например, в части установления контрольных полномочий в сферах, в которых данные органы не вправе его осуществлять), с неполнотой регулирования общественных отношений, регулируемых актом (например, отсутствие сроков, оснований принятия решений либо порядка совершения каких-либо действий - подпункт «а» пункта 3 Методики).

Основными причинами выявляемых в проектах муниципальных актов нарушений федерального законодательства являются несвоевременное проведение мониторинга муниципальных нормативных правовых актов, недостаточный профессиональный уровень работников юридических служб органов местного самоуправления муниципальных районов, отсутствие юристов в органах местного самоуправления муниципальных сельских поселений.

Как правило, выявляемые нарушения федерального законодательства, влекущие меры прокурорского реагирования, связаны с неправильным применением или толкованием действующего законодательства при подготовке на его основе нормативного акта, регулирующего данную сферу правоотношений на местном уровне.

В ходе проводимого мониторинга муниципальных актов прокурорами городов и районов выявлено 546 муниципальных актов, противоречащих федеральному законодательству (АППГ – 578), в том числе 44 устава муниципальных образований (АППГ – 86).

В целях восстановления нарушенных прав граждан прокурорами подготовлено 480 актов прокурорского реагирования (АППГ – 567): принесено 383 протеста, внесено 97 представлений в отношении 163 НПА (АППГ – 457 протестов, 108 представления, 2 заявления).

В соответствие с федеральным законодательством приведено 520 актов, в том числе 50 уставов муниципальных образований (АППГ - 533). При этом 191 НПА, из них 41 устав,  приведены в соответствии с требованиями законодательства по актам прокурорского реагирования 2016 года.

В ходе осуществления надзора за законностью муниципальных НПА прокурорами выявлялись нарушения закона практически во всех сферах правоотношений. Принимаемые органами прокуратуры меры способствовали приведению в соответствие с федеральным законодательством муниципальных актов в сферах бюджетного, налогового, земельного, градостроительного, жилищного законодательства, при регулировании вопросов проведения муниципального контроля,  оказания муниципальных услуг и др.

По-прежнему органами местного самоуправления при правовом регулировании вопросов в сфере предоставления муниципальных услуг допускаются нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010               № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не принимаются меры к своевременному приведению в соответствие с изменившимся федеральным законодательством административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Так, имеют место нарушения положений Федерального закона № 210-ФЗ в части отсутствия в административных регламентах сроков регистрации заявления, что не позволяет определить конкретные сроки его рассмотрения; запрета истребования у заявителя документов, которые орган, предоставляющий услуги, должен запрашивать в рамках межведомственного взаимодействия; исчерпывающего перечня документов, которые необходимы для предоставления услуги заявителю либо необоснованного расширения данного перечня; требований к обеспечению условий доступности этих услуг для инвалидов; положений, предусматривающих возможность предоставления данной услуги в электронной форме и др.

Прокуроры принимают меры к исключению фактов принятия органами местного самоуправления незаконных актов и повышению правовой грамотности муниципальных служащих: в адрес ОМСУ направляются обзоры ошибок, допускаемых при разработке муниципальных НПА;  проводятся семинары для муниципальных служащих по сферам законодательства, которые вызывают определенные трудности в применении. Действующие нормы законодательства, правоприменительная практика разъясняются прокурорами на заседаниях рабочих групп, комитетов и комиссий ОМСУ,  в ходе выездов на заседания Советов народных депутатов сельских поселений.

Прокуроры городов и районов занимают активную позицию в совершенствовании муниципальных нормативных актов: в отчетном периоде ими  подготовлено и внесено на рассмотрение органов местного самоуправления муниципальных образований  721 предложение (АППГ- 368) по принятию муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального и регионального законодательства. Из общего количества внесенных предложений 411 рассмотрено (АППГ -127) и органами местного самоуправления приняты меры к их реализации.

Территориальные прокуроры повсеместно акцентируют внимание органов местного самоуправления на необходимость приведения в соответствие с изменённым федеральным законодательством уставов муниципальных образований; нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере бюджетного законодательства; в сфере регламентации порядка предоставления  муниципальных услуг (разработка и утверждение административных регламентов, приведение актуальной редакции регламентов в соответствие с изменениями федерального законодательства); на принятие мер по борьбе с коррупцией в органах местного самоуправления (устранение правовых пробелов в указанной сфере правового регулирования).

В 1-м полугодии 2017  прокуроры городов и районов обращались в представительные и исполнительные органы местного самоуправления с предложениями:

В целях устранения правовых пробелов в муниципальном нормотворчестве прокурорами городов и районов  подготовлено и направлено в органы местного самоуправления 70 модельных и 32 проекта муниципальных нормативных правовых актов (АППГ- 46 и 19 соответственно), по которым принято 117 (АППГ-67) нормативных правовых акта.

Разработанные прокурорами проекты послужили основанием для принятия органами местного самоуправления следующих муниципальных нормативных правовых актов:

В отчётном периоде прокуроры городов и районов области приняли меры к обеспечению 100% участия в заседаниях городских и районных представительных органов местного самоуправления, районные прокуроры принимали участие в заседаниях сельских (поселковых) Советов народных депутатов при рассмотрении социально значимых вопросов. Сотрудники территориальных прокуратур принимали участие в работе комиссий (рабочих групп) органов местного самоуправления, на которых рассматривались проекты нормативных правовых актов муниципальных образований.Всего горрайпрокуроры приняли  участие в 596 заседаниях  (АППГ - 678).

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура