Итоги взаимодействия прокуратуры и органов местного самоуправления в сфере правотворчества за 2017 год

Прокуратурой области обобщена  практика взаимодействия  прокуроров городов и районов (далее – прокуроры) и органов местного самоуправления в сфере  правотворчества в 2017 г.

Установлено, что в 2017 г.  органами местного самоуправления Кемеровской области (далее – ОМСУ) принято  10847 нормативных правовых актов (далее – НПА), которые изучены прокурорами городов и районов (далее – прокуроры)  на предмет соответствия требованиям федерального законодательства и наличия в актах коррупциогенных факторов.

Из общего числа принятых муниципальных актов прокурорами выявлен 891 незаконный акт, в отношении которых прокурорами внесено в адрес ОМСУ 817 актов прокурорского реагирования: принесено 674 протеста, внесено 141 представление (в отношении 217 НПА), в суд направлено 2 административных исковых заявления.

В соответствии с федеральным законодательством приведено 972 НПА, в том числе 71 устав муниципального образования. При этом в отношении 191 НПА, из них 41 устав, меры прокурорского реагирования приняты в 2016 году.

По состоянию на конец отчётного периода не приведено в соответствие с федеральным законодательством 110 НПА (из них 15 - приняты в отчётном периоде), в том числе 17 уставов муниципальных образований

В 2017 г. прокурорами  проверены проекты 11005  нормативных правовых актов  органов местного самоуправления (АППГ – 10125).

Анализ итогов данного направления работы показал, что до настоящего времени не всеми ОМСУ приняты меры к представлению  в органы прокуратуры принимаемых НПА  и их проектов в полном объеме.

К примеру,  ОМСУ г. Березовского  в отчетном периоде принято 232 НПА, в прокуратуру представлено 132 акта; Юргинскому межрайонному прокурору из 399 принятых НПА представлено 333 проекта; прокурору Беловского района из 517 принятых НПА представлено 367 проектов; прокурору Ижморского района из

398 принятых НПА  представлено 312 проектов; прокурору Новокузнецкого районаиз 665 принятых – 580 проектов; прокурору Яйского района из 270 принятых – 218 проектов; прокурору Тисульского района из принятых Советом народных депутатов (далее – СНД)  п.г.т Тисуль 30 НПА представлено 2 проекта; прокурору Промышленновского района из 198  принятых администрацией района НПА представлено 62 проекта, из 30 принятых администрацией Вагановского  сельского поселения НПА представлено 6 проектов; прокурору Тяжинского района из 168 принятых администрацией района и размещенных на интернет-сайте НПА представлено 68 проектов; прокурору Чебулинского района из 89 принятых СНД Чебулинского района решений представлены проекты 26 решений; прокурору Яйского района из 65 принятых СНД Яйского района решений представлено 22 проекта.

В 2017 г. имели место факты неисполнения  рядом ОМСУ требований статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – закон № 172-ФЗ) и статьи 9.1 Федерального закона от 17.01.1992    № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Данные нарушения выразились в том, что ОМСУ представляют в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы не все НПА, принятые по определенным частью 2 статьи 3 закона № 172-ФЗ вопросам.

Например, СНД Беловского района в 2017 г. принято и опубликовано на сайте ОМСУ 66 НПА предусмотренной статьей 3 закона № 172-ФЗ категории. В прокуратуру Беловского района представлено лишь 28 из общего числа принятых актов и 21 проект принимаемых НПА. Администрацией Беловского района в отчетном периоде принято и размещено на интернет-сайте 430 НПА, из которых в прокуратуру Беловского района представлено 20 НПА и проекты 247 актов. Аналогичные нарушения допущены СНД Моховского сельского поселения (принято 49 НПА, в прокуратуру Беловского района принятые НПА не направлялись, а представлено 6 проектов принятых актов) и администрацией данного муниципального образования (принято и опубликовано на интернет-сайте 107 НПА, 2 из которых представлено в прокуратуру Беловского района).

С нарушением установленного законодательством порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов представлялись принятые акты:

в прокуратуру Тисульского района – администрациями п.г.т. Тисуль (принято и опубликовано на сайте 23 НПА, в прокуратуру представлено 6 актов), п.г.т. Белогорск (8 из 27), п.г.т. Комсомольск (3 из 24);

в прокуратуру Промышленновского района – администрациями района (из 198 принятых НПА представлено 40 актов), п.г.т. Промышленная (5 из 25), с.п. Вагановское (5 из 30), СНД п.г.т. Промышленная (10 из 29) и с.п. Вагановское (9 из 24);

в   прокуратуру  Тяжинского района – из  принятых администрацией района

168 НПА представлено 29 актов, СНД и администрацией Тисульского сельского поселения принятые НПА не представлялись, хотя для проведения правовой экспертизы направлены проекты 12 решений СНД и 15 постановлений администрации поселения;

в прокуратуру Чебулинского района – ни один из 89 принятых СНД Чебулинского района НПА не представлен, СНД Ивановского сельского поселения в 2017 г. принятые акты не представлялись, хотя на сайте ОМСУ опубликовано 6 решений СНД и 12 проектов решений направлялись в прокуратуру района для проведения правовой экспертизы;

в прокуратуру Новокузнецкого района – 35 из 62 принятых СНД Новокузнецкого района и опубликованных на интернет-сайте СНД НПА. При этом решения СНД района, принятые с 20.11.2017 (на сайте СНД размещено 11 решений), в прокуратуру района не представлялись; из 176 принятых администрацией Новокузнецкого района НПА в прокуратуру представлено лишь 93 акта;

в прокуратуру Яйского района – из 64 принятых СНД Яйского района НПА представлено 5 актов, из 130 принятых администрацией района НПА – 106 актов, администрация  п.г.т. Яи  принятые в 2017 г.  НПА в прокуратуру не представляла, СНД п.г.т. Яи представил только 7 решений, принятых в 1 квартале отчетного периода.

В результате превентивной работы прокурорами предотвращено принятие ОМСУсвыше 800 незаконных муниципальных актов. В ходе проведения прокурорами правовой экспертизы проектов муниципальных актов выявляются многочисленные факты нарушений федеральных законов при разработке проектов НПА.

В частности, в проекте постановления администрации Яшкинского района «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля использования земель, расположенных на территории сельских поселений Яшкинского муниципального района» выявлены нарушения норм материального права.

Согласно статье 72  Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В проекте регламента не исполнены требования Закона Кемеровской области от 04.07.2002 № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений», постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.09.2015 № 322 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Кемеровской области» (далее – постановление № 322)  и не закреплены такие  полномочия органов контроля, как   предупреждение, выявление и пресечение незаконного изменения правового режима земельных участков; предупреждение, выявление и пресечение сокрытия и искажения сведений о состоянии земель;  предупреждение, выявление и пресечение использования земельных участков для целей недропользования в случае, если целевое назначение и разрешенное использование земельного участка не позволяют такого использования (пункт 2.2 постановления № 322).

При этом в проект регламента необоснованно включены не предусмотренные названным выше постановлением № 322 полномочия  по  выполнению  требований законодательства о недопущении самовольного занятия лесных участков или их использования для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; соблюдению режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;  соблюдению  в отношении объектов земельных отношений иных требований законодательства Российской Федерации, по непонятным причинам  законодательства Забайкальского края, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

Вопреки требованиям статей 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в качестве основания проведения проверки проект регламента предусматриваетпоручение органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В ходе изучения проекта постановления администрации Таштагольского района «Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения» выявлены следующие нарушения законодательства.

В проекте административного регламента предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат предусмотрено одно   основание  для   отказа  в приеме документов для предоставления услуги и

отказа в предоставлении услуги - предоставление неполного пакета документов (пункты 2.7 и 2.8.2 регламента). Отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения должностным лицом органа местного самоуправления свидетельствует о широте дискреционных полномочий  и является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (подпункт «а» пункта 3 Методики).

Регламентом не определены: срок направления личного дела заявителя специалистом руководителю управления соцзащиты населения (пункты 3.1.9- 3.1.10, раздел 3.2 регламента), не конкретизирован порядок исчисления срока проведения проверки специалистом документов, представленных заявителем (пункт 3.1.10- не указано начало отсчета срока); срок принятия решения об отказе в предоставлении услуги (пункт 3.2.4), при этом срок принятия решения о предоставлении услуги предусмотрен пунктом 3.2.3; в нарушение требований статьи 11.1 закона № 210-ФЗ пунктом 5.2 проекта регламента установлен исчерпывающий перечень действий (бездействий) должностных лиц органов местного самоуправления при предоставлении муниципальной услуги, которые могут быть обжалованы заявителями; проектом не определен порядок и сроки регистрации жалобы, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным  подпунктом «ж» пункта 3 Методики. В регламенте не закреплено право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (подпункт 5 пункта 19 постановления № 974-п).

При изучении проектов постановлений администраций Ленинского и Пашковского сельских поселений  Яшкинского района «О мерах по пропуску ледохода и паводковых вод в 2017 году» выявлены коррупциогенные факторы.

Пунктами  4.3 - 5 проектов руководителям организаций независимо от форм собственности  рекомендовано (с установлением сроков исполнения)разработать и довести до населения, в том числе рабочих и служащих, сигналы оповещения и порядок действия на случай затопления территорий, объектов, определить места отселения людей на случай затопления территорий, назначить ответственных лиц за организацию эвакуации людей, сельскохозяйственных животных и имущество из мест возможных затоплений, провести разъяснительную работу среди населения по страхованию  имущества от чрезвычайных ситуаций, заключить договора с владельцами плавсредств для привлечения их к спасательным работам на период пропуска ледохода и паводковых вод.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» перечисленные выше действия выполняются ОМСУ самостоятельно. Следовательно, передавая часть своих полномочий расположенным   на   территории   муниципального   образования  организациям,

ОМСУ вышли за рамки предоставленной компетенции, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики.

ОМСУ нередко допускаются ошибки при подготовке  НПА, определяющих порядок предоставления субсидий.

Не исполнены требования статьи 78 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (далее – БК РФ) и Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887,  в проекте постановления администрации Яшкинского муниципального района «О внесенииизменений в постановление администрации Яшкинского муниципального района от 26.01.2016 № 22-п «Об утверждении Порядка выплаты субсидий топливно-снабжающим организациям на возмещение убытков, возникающих в результате применения государственных регулируемых цен на поставку угля на коммунально-бытовые нужды населению Яшкинского муниципального района, в рамках подпрограммы «Поддержка жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса» муниципальной программы «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Яшкинского муниципального района».  Нормы проекта акта не определяют  категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); не содержит положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

При разработке ОМСУ проектов решений СНД, связанных с утверждением и исполнением местных бюджетов, остается без внимания вопрос вступления в силу НПА указанной категории.

Так, пунктом 3 проекта постановления администрации Терсинского сельского     поселения  Новокузнецкого района «Об   утверждении     отчета  об     исполнении   бюджета муниципального образования «Терсинское сельское поселение» предусмотрено только обнародование данного НПА, что не соответствует требованиям законодательства.

Согласно статье 5 БК РФ   решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. Статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ)  установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. При этом статьей 44 закона № 131-ФЗ определено, что порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов регламентируется Уставом муниципального образования.

Статьей 48 действующей редакции Устава Терсинского сельского поселения   предусмотрено, что официальным   опубликованием  муниципальных

правовых актов считается публикация полного текста муниципального правового акта в Новокузнецкой районной газете «Сельские вести» или приложении к Новокузнецкой районной газете «Вестник Новокузнецкого района». Датой опубликования муниципального правового акта является дата выхода номера официального печатного издания, содержащего его публикацию. Официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем вывешивания заверенных копий текстов муниципальных правовых актов с указанием на них даты вывешивания на стендах, размещенных в помещениях местной администрации по адресу: п. Чистогорский, дом 21А. Днем официального обнародования муниципальных правовых актов считается первый день их размещения на стенде.

Таким образом, нормы Устава поселения не устанавливают тождественность понятий «опубликование» и «обнародование».Следовательно, пункт 3 анализируемого проекта НПА противоречит требованиям федерального законодательства.

Проект постановления администрации Таштагольского района «Об утверждении Положения о порядке предоставления дополнительной платной услуги «Социльное такси» центрами социального обслуживания населения Таштагольского муниципального района» содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные  подпунктом «б» пункта 4 (злоупотребление правом заявителя) и подпунктом «и» пункта 3 (нормативные коллизии - внутренние противоречия норм) Методики.

Пунктом 1 проекта постановления определено, что данная платная услуга предоставляется центрами социального обслуживания населения района  согласно

приложению № 1. При этом  приложением № 1 к проекту акта предусмотрены тарифы на оказание данной платной услуги. Иных норм, устанавливающих перечень организаций (учреждений) названного направления деятельности, в проекте акта нет, что влечет отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций и создает для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Отсутствие в проекте акта перечня муниципальных организаций (учреждений), участвующих в предоставлении дополнительной платной услуги, не позволяет дать надлежащую правовую оценку соблюдения данными юридическими лицами требований законодательства об осуществлении строго уставных видов деятельности (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих   организациях»,  статья  2 Федерального   закона   от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», и др.).

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают на местное самоуправление ответственность за своевременность решения  вопросов местного значения и принятие нормативных актов в строгом соответствии с федеральным законодательством. Необходимо отметить, что каждый факт неисполнения ОМСУ норм закона влечет нарушение прав и интересов граждан.

 Учитывая многочисленные случаи принятия ОМСУ незаконных муниципальных актов, остается непонятной позиция органов местного самоуправления ряда муниципальных образований области, которые не направляют принятые НПА и их проекты в полном объеме в органы прокуратуры.

 

 

© 2003-2018 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура