Итоги взаимодействия органов прокуратуры области с органами местного самоуправления в сфере правотворчества за 1 полугодие 2019 года

     В 2019 году в целях предотвращения принятия органами местного самоуправления незаконных нормативных актов и нарушения прав граждан органами прокуратуры области продолжена работа по организации правотворческой работы в соответствии с требованиями федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области.

     Результаты работы за 1 полугодие 2019 г. свидетельствуют о повышении активности правотворческой деятельности прокуроров городов и районов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ).

     За шесть месяцев текущего года органами местного самоуправления Кемеровской области-Кузбасса принято 5480 нормативных правовых актов. Прокурорами городов и районов выявлено 777 муниципальных нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству, в том числе 28 уставов муниципальных образований.

     В отчётном периоде прокурорами городов и районов области подготовлено и внесено на рассмотрение органов местного самоуправления муниципальных образований 866 предложений, информаций, представлений (АППГ - 739) по принятию муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального и регионального законодательства. Из общего количества внесенных предложений 432 рассмотрено (АППГ- 357) и органами местного самоуправления приняты меры к их реализации.

     Горрайпрокуроры повсеместно акцентируют внимание органов местного самоуправления на необходимость приведения в соответствие с изменённым федеральным законодательством уставов муниципальных образований; нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере бюджетного законодательства; в сфере регламентации порядка предоставления муниципальных услуг (разработка и утверждение административных регламентов, приведение актуальной редакции регламентов в соответствие с изменениями федерального законодательства); на принятие мер по борьбе с коррупцией в органах местного самоуправления (устранение правовых пробелов в указанной сфере правового регулирования).

     В истекшем периоде текущего года прокуроры городов и районов обращались в представительные и исполнительные органы местного самоуправления с предложениями:

о разработке и принятии муниципального правового акта, определяющего место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также порядок информирования потребителей,

об утверждении порядка и перечня случаев оказания за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме,

об утверждении порядка содержания автомобильных дорог муниципального образования, утверждении комплексной схемы организации дорожного движения, оценки технического состояния дорог,

о разработке административного регламента предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение и согласование проекта рекультивации земель»,

о принятии нормативного акта по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, и др.

     В целях устранения правовых пробелов в муниципальном нормотворчестве прокурорами городов и районов подготовлено и направлено в органы местного самоуправления 98 модельных и 444 проектов муниципальных нормативных правовых актов с использованием предоставленного прокурорам права нормотворческой инициативы (АППГ - 90 и 31 соответственно), по которым принято 289 (АППГ - 89) нормативных правовых актов.

     Разработанные прокурорами проекты послужили основанием для утверждения нормативными правовыми актами (далее – НПА) органов местного самоуправления (далее – ОМСУ):

перечня должностей служащих, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию персональных данных,

порядка принятия муниципальным служащим муниципального образования наград, почетных и специальных званий иностранных государств, международных организаций, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений,

порядка осуществления органами местного самоуправления мероприятий в сфере профилактики правонарушений,

порядка формирования кадрового резерва на муниципальной службе,

порядка получения муниципальными служащими разрешения нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления,

порядка формирования и ведения реестра источников доходов бюджета сельского поселения, и др.

     В текущем году прокуроры городов и районов области приняли меры к обеспечению 100% участия в заседаниях городских и районных представительных органов местного самоуправления, районные прокуроры принимали участие в заседаниях сельских (поселковых) Советов народных депутатов при рассмотрении наиболее актуальных вопросов. Сотрудники прокуратур принимали участие в работе комиссий (рабочих групп) органов местного самоуправления, на которых рассматривались проекты нормативных правовых актов муниципальных образований. Всего в отчетном периоде территориальные прокуроры приняли участие в 910 заседаниях (АППГ - 596).

     В отчетном периоде горрайпрокурорами проверены проекты 5358 нормативных правовых актов органов местного самоуправления (АППГ – 5409).

     На 620 (АППГ-428) проектов актов прокурорами подготовлены отрицательные заключения. Нарушения требований федерального законодательства выявлено в 543 проектах муниципальных; коррупциогенные факторы выявлены в 433 проектах.

     Нарушения требований федерального законодательства выявлены в проекте постановления администрации города Кемерово «Об утверждении Порядка предоставления грантов (субсидий) физическим лицам - победителям конкурса социально-общественных инициатив по благоустройству и озеленению «Город друзей - город идей».

     В частности, в проекте нарушены требования статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», статей 28, 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривал обязанность для получателя субсидии предоставлять отчет «по реализации социально-общественной инициативы», не увязывая его содержание с целевым расходованием предоставленных средств, не определял порядок контроля за использованием грантов, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии).

     В проекте решения Совета народных депутатов Каменского сельского поселения Крапивинского муниципального района «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Каменского сельского поселения за 2018 год» не выполнены правила статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования. Проектом планировалось рассмотреть проект отчета в отсутствие на него заключения контрольно-счетного отдела Крапивинского муниципального района.

     В нарушение требований частей 1-3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» приложениями 1 и 2 к проекту постановления главы Крапивинского муниципального района «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» не предусмотрена услуга по перевозке тела (останков) умершего в крематорий, а также кремация.

     Прокурорами городов и районов по-прежнему выявляются нарушения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – закон № 210-ФЗ) и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», в проектах муниципальных актов, утверждающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

     Коррупциогенные факторы выявлены в проекте постановления администрации Беловского городского округа «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявления, документов, а также включение граждан в реестр для получения льготного займа, социальной выплаты, субсидирования на строительство либо приобретение жилья». Нормы проекта содержали завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика), является коррупциогенным фактором, устанавливающим неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям.

     Проект постановления Администрации Беловского городского округа «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации Беловского городского округа от 24.05.2012 № 125-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования Беловского городского округа «город Белово» содержал коррупциогенный фактор, определенный подпунктом «в» пункта 3 Методики в виду того, что предусматривал возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

     В нарушение пунктов 3, 4 Указа Президента Российской Федерации от 23.01.2015 № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработан проект постановления администрации Полысаевского городского округа «О внесении изменений в постановление администрации Полысаевского городского округа от 25.06.2015 № 1136 «О мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Полысаевском городском округе», в котором выявлены следующие коррупциогенные факторы (подпункты «а», «д», «ж» пункта 3 Методики):

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов,

широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения,

отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

     Проект постановления администрации города Прокопьевска «О возложении обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Прокопьевский городской округ» имел неясность и двусмысленность правового регулирования в связи с отсутствием конкретизации объема передаваемых муниципальному казенному учреждению «Служба ЖКХ» полномочий, что силу подпункта «б» пункта 4 Методики является коррупциогенным фактором, содержащим неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

     В нарушение требований подпункта 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект постановления администрации города Прокопьевска «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в Прокопьевском городском округе» разработан за пределами компетенции органа местного самоуправления, что также является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.

     Прокуроры принимают меры к исключению фактов принятия органами местного самоуправления незаконных нормативных актов и повышению правовой грамотности муниципальных служащих: в адрес ОМСУ направляются обзоры ошибок, допускаемых при разработке муниципальных НПА; проводятся семинары для муниципальных служащих по сферам законодательства, которые вызывают определенные трудности в применении. Действующие нормы законодательства, правоприменительная практика разъясняются прокурорами на заседаниях создаваемых на муниципальном уровне рабочих групп, комитетов и комиссий, в ходе выездов на заседания Советов народных депутатов сельских поселений.

     В ходе проводимого мониторинга прокурорами городов и районов выявлено 496 муниципальных актов, противоречащих федеральному законодательству, в том числе 45 уставов муниципальных образований.

     В связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству прокурорами подготовлено 479 актов прокурорского реагирования: принесено 386 протестов, внесено 91 представление, направлено в суд 2 заявления.

     В соответствие с федеральным законодательством приведен 431 муниципальный нормативный акт, в том числе 51 устав муниципальных образований.

     При осуществлении надзора за законностью НПА основной акцент прокурорами сделан на недопустимость принятия незаконных правовых актов, повышение качества нормотворчества, мониторинг и сверку соответствия действующих правовых актов изменившемуся федеральному законодательству.

     В результате повышения эффективности превентивной работы и правотворческой деятельности прокуроров городов и районов на протяжении трех лет наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению количества оспоренных нормативных актов (1 полугодие 2017 г. - 578, 1 полугодие 2018 г. - 546, 1 полугодие 2019 г. - 496).

     Анализ актов прокурорского реагирования показал, что при осуществлении надзора за законностью нормативных актов прокуроры реагировали на нарушения закона практически во всех сферах правоотношений.

     Принимаемые органами прокуратуры меры способствовали приведению в соответствие с федеральным законодательством муниципальных актов в сферах бюджетного, налогового, земельного, градостроительного, жилищного законодательства, при регулировании вопросов проведения муниципального контроля, оказания муниципальных услуг и др.

     При правовом регулировании вопросов в сфере предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления по-прежнему допускаются нарушения требований закона № 210-ФЗ, не принимаются меры к своевременному приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.

     Имеют место нарушения названного федерального закона в части отсутствия в административных регламентах сроков регистрации заявления, что не позволяет определить конкретные сроки его рассмотрения; запрета истребования у заявителя документов, которые орган, предоставляющий услуги, должен запрашивать в рамках межведомственного взаимодействия; исчерпывающего перечня документов, которые необходимы для предоставления услуги заявителю либо необоснованного расширения данного перечня; требований к обеспечению условий доступности этих услуг для инвалидов; положений, предусматривающих возможность предоставления данной услуги в электронной форме и др.

     В целях установления единства правового пространства правотворческая работа органов прокуратуры по предупреждению принятия органами местного самоуправления незаконных нормативных актов, нарушающих права и интересы граждан, государства, общества, продолжается.

 

© 2003-2020 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура